Берем четыре спички и располагаем их на столе в ряд, три спички лежат головками в одну сторону, а четвертая— в противоположную сторону. Показывающий поворачивается к зрителям спиной, а кто-нибудь из зрителей переставляет спички будто бы произвольно. Не оборачиваясь к зрителям, показывающий просит убрать сперва одну спичку, потом еще одну и, наконец, третью, оставляя лежать на столе одну спичку. И что самое интересное эта последняя спичка оказывается повернутой! Фокус можно проводить на любых четырех предметах, и он всегда будет удаваться.
Объяснение. Обозначим расположенных на столе предметов или спичек, цифрами 1, 2, 3, 4. Попросите кого-нибудь указать один из этих предметов. Прежде чем повернуться к зрителям спиной, следует запомнить его положение. После просите сделать пять перестановок, меняя местами выбранный предмет с соседним. Если был указан предмет, находящийся на одном из концов, то, первую перестановку можно выполнить одни единственным способом; если же был указан не крайний предмет, то его можно переставить либо с левым соседним предметом, либо с правым. Так как зритель не говорит показывающему, как он меняет предметы местами, естественно, возникает представление, что после определенного числа перестановок, выбранный предмет может занять любое место. Но это ошибочное мнение. Допустим, указанный предмет занимал 2-е или 4-е место, то после пяти перестановок он может оказаться либо на 1-м, либо на 3-м месте. И наоборот если мы начнем с 1-го или 3-го места, то придем ко 2-му. или 4-му. При нечетном числе перестановок так будет получаться всегда. Можно предложить сделать не только пять, но и семь и девять и т.д. перестановок. А также задать четное число перестановок, но тогда предмет окажется на четном месте. После перестановки предмета, укажите зрителю, в каком порядке он должен поштучно убирать три предмета, чтобы на столе остался четвертый выбранный. А это делается так: Если вам известно, что выбранный предмет может оказаться после передвижения на 1-м или 3-м месте, то сначала просят убрать предмет, находящийся па 4-м месте. После просят зрителя поменять местами выбранный предмет с соседним. В результате этой перестановки указанный предмет всегда окажется средним из трех оставшихся. Теперь уже не составляет никакого труда оставить на столе выбранный зрителем предмет. Но если наоборот, положение выбранного предмета будет 2-м или 4-м, то вначале следует убрать предмет, находящийся на 1-м месте, а все остальное происходит точно так же.
По материалам книги
М.Гарднер
"Математические чудеса и тайны"
|